Праздник Шмини Ацерет («собрание восьмого дня») завершает цикл освящённых Всевышним дат, начавшийся в Песах. В день Шмини Ацерет читается раздел «Браха» – последний из недельных разделов годового цикла. К этому дню еврейский народ преисполняется чувством радости, которая накапливается за семь дней праздника Суккот. Радость является проявлением любви к Всевышнему и представляет собой наивысший уровень служения Господу – в то время как служение Дня Искупления основывается на чувстве трепета перед высшим судом.
Процесс, начавшийся в Песах освобождением еврейского народа из рабства, продолжившийся в Шавуот дарованием народу Торы и особого духовного призвания, и приведший к обретению подлинной богобоязненности в Новолетие и в День Искупления – этот процесс достигает апогея в праздник Суккот, когда служение Всевышнему преисполнено радости: «И веселись в праздник твой… и будешь ты только веселиться» (Дварим, 16:14-15). Этот вид служения невозможен без любви к Всевышнему.
Шмини Ацерет определяется как восьмой день праздника Суккот, и поэтому в нём можно усмотреть интегральную часть этого праздника; вместе с тем, этот день являет собой самостоятельный праздник, поскольку к нему уже не относится заповедь сидеть в сукке. И вообще, для Шмини Ацерет, в отличие от прочих праздников, не имеется какой-либо специфической заповеди. В частности, упомянутая в соответствующем стихе Торы заповедь радоваться относится исключительно к празднику Суккот, ибо речь в ней идёт только о семи днях: «…и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней» (Ваикра, 23:40).
Собственно говоря, единственное определение праздника, отмечаемого на восьмой день Суккот, – это слово «ацерет», как сказано: «В день восьмой «ацерет» (עצרת) да будет у вас…» (Бемидбар, 29:35). Это же слово определяет специфику празднования седьмого дня Песах: «…в день седьмой «ацерет» (עצרת) Господу, Богу, твоему, не делай никакой работы» (Дварим, 16:8).
Это слово означает собрание людей, сходящихся вместе для празднования, как сказано в Книге Йоэля (1:14): «Объявите пост, созовите «ацара» (עצרה) собрание, соберите старейшин, всех жителей этой земли к дому Господа, Бога вашего, и взывайте к Господу». Таким образом, Шмини Ацерет – это день собрания народа в Храме на исходе праздника Суккот, перед возвращением домой.
Мудрецы постановили также отмечать в этот день Симхат Тора («Радость Торы») – день радости в честь завершения годового цикла чтения Торы. Ведь изучение и соблюдение Торы в радости несравнимо с её изучением и соблюдением, основанными исключительно на страхе перед Небесами. Градация разных уровней изучения и соблюдения Торы отражает разную степень проявления святости в череде праздников.
Это соответствует отмеченному в нашем разделе, «Браха», переходу Моше с уровня «человека Божьего», как он назван в начале раздела (Дварим, 33:1), на уровень «раба Господня» (Дварим, 34:5), которого он достигает перед смертью. Такое определение уровня Моше соответствует пятидесятой ступени святости, которой он достигает перед смертью, когда поднимается на вершину горы Нево, чтобы увидеть Землю Обетованную.
Помимо этого, в нашем разделе описано возвышение всего народа Израиля, благодаря благословениям Моше. Ведь если в благословениях Яакова три колена – Реувена, Шимона и Леви – в сущности, получили проклятие, сейчас Моше исправляет участь колен Реувена и Леви и наделяет их благословением, и только проклятие колена Шимона не изменяется. Это колено не удостаивается упоминания из-за роли, которую оно сыграло в событиях, связанных с грехом Баал-Пеора, когда во главе его стоял Зимри, сын Салу.
Пятидесятая ступень святости, на которую восходит Моше, соответствует уровню числа восемь, проявляющемуся в праздник «Собрания восьмого дня» (в установлении предшествующих праздников, начиная с Песах, доминантную роль играет число семь). Ведь 50 – это число, следующее после 49, которое являет собой семижды семь, подобно тому как юбилейный год наступает после завершения семи семилетий.
И не случайно народ Израиля именуется также евреями – עברים, словом, корень которого указывает на переход (מעבר): еврейский народ отличается постоянной динамикой перехода со ступени на ступень, будь то путь ввысь или (не дай Бог!) вниз.
Поэтому народ Израиля называется в нашем разделе тремя именами: Яаков, Израиль и Йешурун. Сказано: «Тору заповедал нам Моше, наследие общине Яакова. И был в Йешуруне царь, когда собирались главы народа вместе с коленами Израиля» (Дварим, 33:4-5). Имена эти отражают разные уровни на пути, который проделывает народ, от «Яакова» до «Йешуруна».
Слова Израиль (ישראל) и Йешурун (ישורון) содержат в себе отсылки на прямоту и честность (ישר), в отличие от слова «Яаков», содержащего намёк на кривизну и извилистость (עקוב). И сказано: «…и кривизна (העקב) выпрямится (למישור)…» (Йешаяу, 40:4).